Маркетплейс как форма организации цифрового рыночного пространства: анализ экономической сущности
Вертакова Юлия Владимировна - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента. Российский новый университет
Волкова Альбина Алексеевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры военно-политической работы. Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева
Плотников Владимир Александрович - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли. Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Аннотация
Развитие процессов цифровизации экономики приводит к изменениям на всех уровнях экономической системы. Цифровизация, по мере своего развития, вызывает цифровую трансформацию не только отдельных бизнес-процессов и компаний, но и экономики в целом – это стратегический фактор экономического развития, который необходимо учитывать при осуществлении управления в экономике. Цифровизация также способствует институциональным изменениям, так, под ее воздействием преобразуются схемы организации рыночного взаимодействия продавцов и покупателей. Одной из новых форм такого взаимодействия являются маркетплейсы, как специальным образом организованные цифровые торговые площадки. Вклад электронной коммерции в целом и маркетплейсов в частности в торговый оборот динамично возрастает и, по прогнозам, будет расти и в среднесрочной перспективе. В статье рассмотрена экономическая природа маркетплейсов, как новых институциональных образований, формирующихся под воздействием цифровизации экономических процессов. Выявлена дуалистическая рыночная сущность маркетплейсов, которые, с одной стороны, способствуют монополизации рынков, с другой, приближают экономику к модели, характеризуемой совершенной рыночной конкуренцией. В результате проведенного анализа даны рекомендации по стратегическому развитию маркетплейсов.
Ключевые слова: цифровизация экономики; цифровое рыночное пространство; маркетплейс; рыночная конкуренция; электронная торговля.
Для цитирования: Вертакова Ю. В., Волкова А. А., Плотников В. А. Маркетплейс как форма организации цифрового рыночного пространства: анализ экономической сущности // Цифровые модели и решения. 2025. Т. 4, № 2. С. 59–70. DOI: 10.29141/2949-477X2025-4-2-5. EDN: GJNSSD.