КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Астратова Галина Владимировна Зав. кафедрой экономики жилищного, коммунального хозяйства и энергетики
Шкляева Надежда Анатольевна Зав. кафедрой теории и практики управления
Герасимчук Василий Игнатьевич Профессор кафедры международной экономики
Аннотация
Предметом анализа являются количественные и качественные характеристики качества трудовой жизни (КТЖ). Цель статьи – обоснование необходимости и возможности количественного и качественного исследования КТЖ. Доказывается важность и потенциальная эффективность оценки КТЖ, поскольку оно реализуется в процессе труда и обеспечивает материальную составляющую качества жизни. На примере педагогических работников (ПР) образовательных учреждений проведено исследование КТЖ по следующим параметрам: 1) социально-психологический климат в трудовом коллективе; 2) профессиональное развитие; 3) условия труда и оснащенность рабочего места; 4) оплата и стимулирование труда; 5) ощущение благополучия; 6) интегральный показатель удовлетворённости КТЖ. Авторское исследование базируется на междисциплинарной методологии, включающей в себя экспертные оценки, методы квалиметрии и экономической статистики. Выявлено, что ПР в целом положительно оценивают КТЖ, но, в то же время, весьма неудовлетворенны оплатой и стимулированием труда. Для повышения общего уровня удовлетворенности ПР качеством трудовой жизни, руководителям образовательных организаций следует обратить внимание на экономические стимулы к труду. Результаты исследования могут стать основой совершенствования кадровой политики в образовательных учреждениях УрФО.
Ключевые слова: труд; качество; качество жизни; качество трудовой жизни; оценка качества трудовой жизни; управление персоналом; качество трудовой жизни образовательных организаций; качество трудовой жизни педагогических работников.