ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ ДИСЦИПЛИНАРНО ОРГАНИЗОВАННОЙ НАУКИ К ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ

Молокова Елена Леонидовна - Старший преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет

Аннотация

В работе представлен обзор некоторых научных подходов, имеющих когнитивный потенциал изучения университетской научной деятельности. Проведен анализ теоретических подходов к исследованию концепта научной университетской деятельности с позиции тенденций трансдисциплинарности в контексте теорий постнеклассической научной рациональности, теории перехода к новой модели производства знания Mode 2, теории технонауки, постакадемической науки, экономики общественного сектора, а также экономики знаний. Обосновано, что для комплексного исследования сектора науки в высшей школе требуется разработка исследовательской программы, включающей теории, обладающие различной совокупностью методологического инструментария, способного обеспечить всесторонний анализ научной деятельности. По результатам проведенного анализа отмечается эволюция университетской деятельности от дисциплинарно организованной формы к трансдисциплинарной, что обуславливает интенсификацию взаимодействий всех участников в процессе осуществления научной деятельности, а также диффузии ее результатов.

Ключевые слова: научная деятельность, высшее образование, когнитивный потенциал теорий.

Для цитирования: Молокова Е.Л. Теории развития университетской научной деятельности: от дисциплинарно организованной науки к трансдисциплинарным исследованиям // e-FORUM. 2020. №4 (13).

Скачать статью